![]() |
Статті
![]() Acoustic Materials & Technologies Ltd. Акустичні дифузори Шредера: погляд зсередини
Требования к акустическим характеристикам студий и музыкальных комнат различного назначения, а также технологии их проектирования подробно изложены в международных и отечественных стандартах, например, European Broadcasting Union Technical Recommendation R22-1998, International Telecommunication Union Recommendation ITU-R BS.1116-1, RM-01-93.
Для разработки акустического дизайна специальных помещений инженеры-акустики имеют в своем распоряжении всего 3 инструмента: поглощение, отражение и рассеивание (диффузия) звуковой энергии. Звукопоглощающие панели и звукоотражающие поверхности (плоские или криволинейные) получили на сегодняшний день довольно широкое распространение. Но применение одних только методов поглощения и отражения звука не в состоянии решить некоторые акустические проблемы, возникающие в студийных помещениях малого объема или в непропорционально широких концертных залах.
![]() К концу прошлого столетия во всем мире резко возрос интерес к применению в концертных залах звукорассеивающих поверхностей. Безусловно, это стимулировало их применение в комнатах для критического прослушивания и в студийных контрольных комнатах.
Катализатором процесса широкого применения акустических диффузоров послужили идеи и разработки профессора физики Гёттингенского университета (Германия) Манфреда Шрёдера (Manfred Schroeder), опубликовавшего в 1975 году свою фундаментальную работу на тему рассеянных отражений от поверхностей, построенных на принципе математической последовательности максимальной длины (MLS).
![]()
Немецкий физик и математик, профессор физики Гёттингенского университета. С середины 50-х годов работает в США в лаборатории Bell Telephone. В начале 60-х годов по приглашению правительства СССР был консультантом по акустике Кремлевского Дворца съездов. С семидесятых — член национального комитета по стереофоническому вещанию США, член объединенного комитета Вооруженных сил США. Шрёдер записал через искусственную голову звучание 20 концертных залов Европы. В 1991 г. награжден Золотой Медалью Акустического Общества Америки. Автор трех книг и 45 изобретений. Увлекается языками, компьютерной графикой, катанием на лыжах и велосипеде.
В 1970-х гг. Манфред Шрёдер со своими коллегами изучил более 20 известных европейских концертных залов. Выяснилось, что слушатели воспринимают звук в вытянутых в длину залах лучше, чем в широких. Шрёдер связал это с другим своим наблюдением, что зрителю приятнее слушать слегка отличающиеся друг от друга сигналы, поступающие в левое и правое ухо, чем абсолютно идентичные.
В широких залах ранние отражения поступают к слушателю от потолка. Эти отражения формируют очень похожие для левого и правого уха сигналы. В более узких и длинных залах первые отраженные сигналы поступают к слушателю от боковых стен и достаточно сильно отличаются друг от друга.
Возможно поэтому, многие современные концертные залы имеют неудовлетворительные акустические характеристики. Залы предпочитают делать более широкими, чтобы разместить больше посадочных мест, а для современных систем кондиционирования предпочтительнее низкие потолки. Для улучшения акустики таких залов, отражения от потолка должны были быть перенаправлены к стенам.
После проведения целого ряда исследований Манфред Шрёдер предложил для решения данной проблемы оригинальную звукорассеивающую конструкцию, названную впоследствии диффузором Шредера.
![]() Диффузор Шрёдера состоит из серии ячеек различной глубины, но одинаковой ширины, выполненных в корпусе из дерева, MDF или других листовых материалов. Разрез типовой конструкции диффузора (p=7) изображен на рисунке слева. Перегородки, разделяющие соседние ячейки, выполняются из жесткого материала и имеют толщину значительно меньшую по сравнению с шириной ячеек.
Конструкция диффузора основана на математической последовательности квадратичных вычетов (QRD) из теории чисел, которая определяется соотношением:
sn = n2 *modulo(p) (1)
где
sn – последовательность значений относительной глубины ячеек диффузора,
n –неотрицательное целое число {0, 1, 2, 3 ...}, определяющее номер соответствующей ячейки,
p –простое число {2, 3, 5, 7, 11, 13, 17...} (простое число, это отличное от 0 и 1 число, которое делится без остатка только на 1 и на самого себя).
Например, подставив p =17 и n=7 в указанное соотношение, получим s7 = 49*modulo17. Modulo17 означает, что число 17 последовательно вычитается из 49 до появления существенного остатка. Другими словами 17 вычитается из 49 дважды и остаток 15 является ответом.
Таким образом, для p =17 имеем следующую последовательность чисел:
s17 = 0, 1, 4, 9, 16, 8, 2, 15, 13, 13, 15, 2, 8, 16, 9, 4, 1; 0, 1, 4...
Для больших значений n последовательность повторяется с периодом n=17.
Фактическая глубина ячеек в конструкции диффузора зависит от значения его проектной частоты fo. Шрёдер предложил следующую формулу для расчета глубины ячеек в зависимости от выбранных значений n и p:
dn = sn * с /(fo * 2 * p) (2) где
dn –глубина ячейки с номером n,
fo – проектная частота диффузора,
с – скорость звука в воздухе,
p –простое число (порядок диффузора), соответствующее количеству ячеек.
![]() Необходимо отметить, что установленная соотношением (2) компоновка ячеек различной глубины обеспечивает более широкий диапазон частот рассеивания звуковой энергии по сравнению с диффузорами, основанными на принципе последовательности максимальной длины (MLS).
На проектной частоте диффузор обладает максимальной эффективностью рассеяния звуковой энергии.
Нижняя граница рабочего диапазона диффузора flow зависит от размера самой глубокой ячейки и имеет значение приблизительно на половину октавы ниже проектной частоты диффузора fo. Верхняя граница рабочего диапазона fhigh зависит от ширины ячеек и не превышает значения fhigh=с/(2*W).
Перегородки, разделяющие соседние ячейки, должны быть выполнены из тонкого и жесткого материала. На практике толщина этих перегородок имеет конечную толщину t и поэтому в расчетах необходимо вместо ширины ячейки W применять сумму значений (W + t).
![]() Фундаментальные теоретические работы Манфреда Шрёдера дают возможность инженерам-акустикам проектировать и применять на практике эффективные звукорассеивающие конструкции с заданными акустическими характеристиками.
В 2006 году специалисты компании "Акустические материалы и технологии" (Киев, Украина) разработали техническую документацию на акустические диффузоры QRD 7-го порядка (p=7). Сегодня на производственной базе компании производится сборка диффузоров с размерами 600х600х220 мм и 1200х600х220 мм. Конструкции собираются из высококачественного ДСП "Egger" (Австрия), ламинированного текстурной пленкой, имитирующей ценные породы дерева. Кроме того, по специальному заказу могут быть изготовлены диффузоры произвольных размеров с заданными характеристиками. В качестве иллюстрации можно привести пример единственной в СНГ раздвижной конструкции диффузора Шредера, выполненной по заказу салона по продаже Hi-End техники "Мюзик Холл" (Киев) и тон-зал студии звукозаписи "Стар Медиа Саунд" (Киев).
![]() Заключение.
Развитие архитектурной акустики в течение последних десятилетий значительно изменило практику применения акустических диффузоров. Существует множество примеров их успешного применения для улучшения акустики помещений различного назначения. Акустиками-исследователями было потрачено много усилий на то, как их правильно проектировать, рассчитывать и оценивать. Тем не менее, требуются дополнительные исследования.
В течение прошлого века акустическое проектирование перешло от старых методов к методам, с помощью которых научные исследования и инженерная практика могут использоваться для увеличения возможностей строительства акустически-успешных пространств. История создания диффузора Шрёдера относится к этому же периоду времени. Надеюсь, что уже в обозримом будущем новые научные знания, базирующиеся на фундаментальных исследованиях диффузии звука, будут внедрены в практику архитектурно-строительной акустики.
Андрей Смирнов, 2009
Литература:
“Diffuse Reflection by Maximum-Length Sequences”, Schroeder, M. R., 1975 "Binaural dissimilarity and optimum ceilings for concert halls: more lateral sound diffusion", M.R.Schroeder, 1979
"Acoustics Absorbers and Diffusers”, T. J. Cox and P. D’Antonio, 2004
“Acoustic residues”, Peterson I., Science News, 1986
|
![]() |
![]() ![]() Спільне життя АС та приміщень Акустичні дифузори Шредера: погляд зсередини Корекція акустики музичної кімнати Акустика спортивних залів і споруд Акустичний комфорт по-офісному Естетика архітектурної акустики Проектування акустики конференц-залів Акустика конференц-залів у сучасних готелях Розташування гучномовців у кімнаті прослуховування та кімнатні моди Акустика студий и контрольных комнат Акустика студий. Студии звукозаписи |
![]() |